Первая встреча ребенка с HHV-6 обычно происходит в возрасте до 3 лет и может проявляться в виде розеолы (др.название — внезапная экзантема).
Розеола — острое возникающее заболевание, сопровождающееся повышением температуры тела до высоких цифр, которое через 3-4 дня сменяется появлением обильной сыпи.
Особенности диагностики
Первое, что нужно сказать — клинических проявлений и характерной этапности развития заболевания достаточно для постановки диагноза.
На этом можно было бы закончить, но, учитывая любовь нашего человека чего-нибудь пообследовать, которая в равной степени может исходить как от врача, так и от родителей маленького пациента, я всё-таки решила написать немного об этом.
И в большей степени о том, с какими трудностями диагностики можно столкнуться.
- IgM могут быть ложноположительными из-за существующей вероятности перекрестных реакций с другими бета-герпесвирусами (ЦМВ, герпес 7 типа (HHV-7)
- IgG появляются в крови через несколько недель от начала болезни. Поэтому, если ребенка обследовали в разгар болезни и выявлены антитела класса G, то никакого отношения к текущему заболеванию вирус не имеет.
- В остром периоде наиболее информативно обнаружение вируса в крови методом ПЦР
- Иногда бывает, что проявления заболевания типичны, а анализы отрицательные. Есть и этому объяснение. Дело в том, что розеола может быть вызвана не только HHV-6, но и HHV-7. Тогда, если есть цель выяснить причину болезни, требуется обследование еще и на этот вирус.
Читайте также: Сколько лет живут люди с синдромом дауна и пороком сердца
Итак, лабораторным подтверждением диагноза является обнаружение вируса методом ПЦР, обычно, в сочетании с антителами IgM при отсутствии IgG. В то же время, все эти мытарства бессмысленны, если клиническая картина заболевания типична, т.к. никакого влияния на дальнейшую тактику результаты обследования не оказывают.
Лечение розеолы симптоматическое.
Острая инфекция
HHV-6 был открыт не так давно — в 1986 году. Это, конечно, не означает, что раньше им не болели — просто не имели возможности выявлять. Сегодня вирус обнаруживается у 90% взрослого населения развитых стран.
Чаще всего заражение происходит в возрасте от 6 мес до 2-х лет, что связано с потерей материнского иммунитета и высокой вероятностью заражения из-за распространенности вируса.
Примерно в 1% случаев возможно внутриутробное инфицирование. Однако доказанного влияния на плод или течение беременности не установлено. Есть предположения о возможном участии вируса в формировании дефектов ЦНС и развитии патологии в родах и раннем послеродовом периоде.
Первая встреча с HHV-6 может протекать у детей в виде розеолы, об этом я уже писала. И это единственная ситуация, когда мы можем клинически заподозрить заражение этим вирусом.
В остальных случаях проявления неспецифичны и могут проявляться, например, в виде ОРВИ, гастроэнтерита, мононуклеоза, гепатита, сопровождаться сыпью, поражением ЦНС или отсутствовать вовсе.
Есть данные о том, что на долю первичной инфекции HHV-6 приходиться 10-20% заболеваний, протекающих с лихорадкой у детей в возрасте 6-36 месяцев. И, возможно, этот вирус является самой частой причиной госпитализации детей до 3 лет по поводу заболеваний, протекающих с лихорадкой.
Тяжелое течение острой инфекции, вызванной HHV-6, чаще встречается при наличии у ребенка иммунодефицитного состояния, однако в редких случаях у детей без нарушений работы иммунной системы может развиваться энцефалит.
Пока ни один из противовирусных препаратов не внесен в рекомендации по лечению инфекции, вызванной HHV-6, т.к. клинических данных по их эффективности недостаточно.
В то же время в пробирке доказана противовирусная активность фоскарнета, цидофовира и ганцикловира. Их применение допустимо в ситуациях, когда речь идёт о потенциальной пользе в спасении жизни, например, при тяжёлом энцефалите.
Во всех остальных случаях — только симптоматическое лечение.
Хронические формы
Однажды попав в организм, HHV-6, как и другие герпесвирусы, никогда более его не покидает.
В большинстве случаев находится в стадии латенции, но возможны также:
ciHHV-6 — вирус герпеса 6 типа, интегрированный в хромосомы. Состояние, при котором геном вируса целиком встроен в человеческий геном, т.е. в каждой ядерной клетке организма есть полный набор информации о HHV-6. Встречается менее, чем у 0,2-1% населения.
Передается по наследству потомству или от донора стволовых клеток и, возможно, органов, реципиенту. Предполагается, что возникновение новых случаев ciHHV-6 может быть связано со способностью вируса инфицировать сперматозоиды, однако убедительных данных в пользу такого механизма нет.
Естественно, что такие возможности вируса сильно волнуют ученые умы. Предпринимаются попытки установить связь ciHHV-6 с развитием рассеянного склероза и др. демиелинизирующих заболеваний ЦНС, аутоиммунного тиреоидита, кардиомиопатии, различных васкулитов, синдрома хронической усталости и некоторых онкозаболеваний.
Но пока никаких определенных выводов. На сегодняшний день наиболее убедительные данные получены о роли ciHHV-6 в развитии наследственной стенокардии.
Ни одна их форм хронической HHV-6-инфекции не подлежит лечению у людей без иммуносупрессии. Даже у пациентов с иммунодефицитами лечение может быть рассмотрено только при наличии жизнеугрожающего состояния.
Учитывая всё вышесказанное, у меня философский вопрос. Для чего обследовать всех подряд на герпес 6 типа?